Сталкер (1979, Андрей Тарковский)
фантастика | драма
Один из известнейших фильмов Андрея Тарковского по мотивам не менее известного всем романа "Пикник на обочине". Про него написана куча рецензий, существует множество мнений от вознесения фильма выше самого романа, от которого он солидно так отличается, до втаптывания его в грязь. От себя лишь скажу, что для меня это отдельная вещь, достойная называться шедевром.
Кратко о сюжете. В некой Зоне, куда упал метеорит, стали происходить странные вещи, начали пропадать люди. Затем пошли слухи, что там находится комната, которая исполняет самые заветные желания. Естественно, правительство оцепило зону военными кордонами, вход в нее был строго запрещен. Писатель и ученый отправляются в Зону, а ведет их туда странноватый тип, недавно вышедший из тюрьмы, зовущийся сталкером.
В фильме можно найти множество философских планов: маленький человек, конфликт материального и духовного, вопрос "быть или иметь", религия... Что стало для меня открытием, так это параллель с философией дзен-буддизма и даосизма, которую я начал прослеживать после второго просмотра фильма. Оказалось, что сам Андрей Тарковский учился в московском институте востоковедения, правда на арабском отделении. Однако можно предположить, что он был знаком с этими учениями хотя бы поверхностно. Более того, Тарковский использовал реферат советского культуролога Григория Померанца "Некоторые течения религиозного нигилизма", где по большей части рассматривалась буддийская школа Дзен. Созерцательное настроение фильма, стиль съемки явно можно соотнести с увлечением Тарковского восточной философией. Если смотреть на фильм глобально, можно разделить его на мир суеты и мир пустоты, которым является Зона. Пустота - понятие в дзен-буддизме, которое по-сути является состоянием отсутствия внутренних и внешних границ, привязанности к чему-либо, суеты и корысти. В таком мире все идет своим чередом, нет каких-либо законов, только созерцание. Достичь такого просветления человеку мешает все, что ставит его в какие-либо рамки: работа, привязанность, корыстные помыслы. Поэтому исполнения желаний достигают лишь люди с желаниями "самыми заветными, самые искренними, самые выстраданными". Обычно таким людям нечего терять, они "отчищены духовно". Таким образом Зона противопоставляется героям, возможно даже и самому сталкеру. Ведь сам он не воспользовался чудом комнаты, а является лишь проводником. На вопрос "почему?" он отвечает "нам нельзя". Почему так? Он привязан к Зоне. Зона - его граница, то, за что он хватается. Он знает ее как свои пять пальцев, наслаждается ей, живет ей - это его спасение. Но за заветную дверь он не заходит. Так же, в фильме даже есть прямые цитаты из Дао Дэ Цзин: "Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево растёт, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жёстко, оно умирает. Чёрствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит." Здесь уже стоит посмотреть на фильм немного под другим углом. Смысл Дао Де Цзин - естественный путь вещей, не приемлющий внешнего вмешательства. Зона - изолированная система, существующая отлично от внешнего мира. Путники же - постороннее вмешательство в жизнь Зоны. Первородное и невинное - это Зона. Зона - это шанс к спасению. Однако для человечества, погрязшего в корысти, очерствевшего и обветшалого все это не важно. Оно скорее уничтожит Зону, чем поймет ее. И сталкер, так наивно пытающийся объяснить людям, что Зона - это благо, каждый раз будет натыкаться на таких же ученых и писателей, один из которых в конце-концов взорвет в самом ее сердце 20-килотонную бомбу. Итог фильма - торжество большой прагматичной машины, "победа материального мира", как выразился сам Тарковский. Если все же как-то цело выражать идею фильма - то это столкновение материального и духовного.
Все это подчеркивается медленной, завораживающей картинкой. Безысходность и серость царят в человеческом мире. Черно-белая съемка за кардоном (эти моменты сняты на заброшенной электростанции под Таллином) и цветная в Зоне подчеркивают эту контрастность, саму идею фильма. Все как-будто замерло и застыло во времени. Миром правит серость.
#фантастика #драма